30.08.2024

Внесены изменения в регулирование ЭПР в сфере цифровых инноваций: страхование рисков и сокращение сроков

Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций (далее ЭПР) предусматривает применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.

По состоянию на 12 августа 2024 года, в соответствии с реестром[1] и сведениями об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, насчитывается 16 цифровых инноваций, в отношении которых ЭПР установлены, в том числе в области высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов; медицинской деятельности (дистанционное наблюдение за состоянием здоровья); предоставление государственных и муниципальных услуг (выдача электронных разрешений).

Так как и сам Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» достаточно молодой, то внесение изменений, как было указано в пояснительной записке к законопроекту, направлено на совершенствования механизмов применения ЭПР в сфере цифровых инноваций (Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»).

Важно отметить, что изменениями предусмотрено сокращение сроков рассмотрения заявления с целью установления ЭПР (и также присоединения к нему). Оценка инициативного предложения на соответствие условиям и требованиям для установления ЭПР и внесение инициативного предложения регулирующим органом сокращена с 25 рабочих дней до 15 рабочих дней. Также сокращены до 20 рабочих дней сроки рассмотрения инициативного предложения Правительством РФ.

Изменяется система согласования заключения регулирующего органа с иными федеральными органами исполнительной власти. Как предусмотрено изменениями, регулирующий орган не согласовывает свое заключение с иными федеральными органами исполнительной власти, Банком России (в случае, если инициативное предложение затрагивает их полномочия), а в течение пяти рабочих дней перенаправляет его в указанные органы для формирования их собственной позиции. При этом, если позиции не направлены в течение пяти рабочих дней, то это не является препятствием для осуществления регулирующим органом оценки инициативного предложения и подготовки заключения.

Из требований к инициатору установления ЭПР вносимыми изменениями исключена необходимость представления подтверждения отсутствия судимости исполнительного органа юридического лица (ИП, и т.д.), но включено требование представления такой информации в отношении лиц, являющихся непосредственно участниками ЭПР.

Указанные изменения также коснулись необходимости внесения в программу ЭПР информации о порядке и условиях использования результатов интеллектуальной деятельности (далее РИД), создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации ЭПР.

Внесено требование об обязательном включению в программу ЭПР положения о страховании гражданской ответственности участников экспериментального правового режима, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при реализации ЭПР, в том числе в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта. К страхованию ответственности часто прибегают компании, где существуют высокие риски привлечения к материальной ответственности и/или физическим последствиям в случае причинения определенного рода вреда здоровью и имуществу. Установление такого требования будет выгодно и самим участникам, хотя и налагает на них определенные дополнительные финансовые расходы, но страхует риски от наступления неблагоприятных последствий.

Отдельно изменениями вносится обязанность ведения субъектом ЭПР реестров, включающих реестр лиц, вступивших с ним в правоотношения в рамках ЭПР и участвующих в использовании решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта.

Изменения предусматривают необходимость ведения реестра результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима, с указанием их правообладателей. Это важное изменение для стимулирования защиты своих собственных разработок, а также для исключения нарушения прав на чужие разработки.

Изменениями также предусмотрено создание регулирующим органом комиссии для установления обстоятельств и рассмотрения случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации ЭПР в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта. Заключение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

Режим правового регулирования для сферы искусственного интеллекта и такого рода технологий еще находится в самом начале пути развития, так как оценить все риски, которые затрагивают данную сферу, а также предусмотреть все вызовы и определить все ситуации, которые требуют дополнительного урегулирования, еще достаточно проблематично. Вносимые изменения, в основном, нацелены на минимизацию рисков при реализации ЭПР, введения дополнительного контроля регулирующим органом и большей ответственности для субъектов ЭПР, что представляется рациональным с учетом особенностей развития технологий в сфере искусственного интеллекта. Насколько нам кажется, в законодательство еще будут вноситься значительные изменения, с учетом опыта регулирования цифровых инноваций на практике.

Подробнее