05.12.2025

Штрафы за экономические преступления вырастут в разы: что ждет бизнес?

Законопроект включает повышение верхних пределов штрафов по нескольким десяткам составов УК РФ, в числе которых:

  • нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ);

  • мошенничество (ст. 159 УК РФ);

  • причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ);

  • внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории (ст. 170.2 УК РФ);

  • незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ);

  • приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);

  • незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ);

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);

  • уклонение организаций от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ) и др.

В частности, уклонение от уплаты налогов, сборов или страховых взносов, подлежащих уплате организацией (ст. 199 УК РФ), будет наказываться штрафом в размере от 500 тыс. до 1,5 млн руб. (вместо 100—300 тыс. руб.). Также существенное увеличение штрафных санкций преду­смотрено по ч. 2 ст. 175 УК РФ: за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, размер штрафа будет увеличен в пять раз (с 80 тыс. до 400 тыс. руб.).

Считаем, что предлагаемые изменения — ожидаемый шаг в адаптации уголовного законодательства к экономическим реалиям, вслед за увеличением пороговых значений крупного и особо крупного ущерба по данным видам преступлений. Кроме того, данное повышение штрафных санкций отражает политику государства, направленную на оптимизацию источников пополнения бюджета.

Правительство РФ в пояснительной записке указало на широкую востребованность штрафа, назначаемого за преступления экономической направленности. Однако эффективность предлагаемых изменений, по нашему мнению, будет зависеть от совершенствования механизмов принудительного исполнения, поскольку на первый план выйдет исполняемость данного вида наказания, а не его размер. Без этого существует риск создания лишь «бумажного» ужесточения, не оказывающего существенного влияния на уровень преступности в экономической сфере.

Возможные последствия для бизнеса:

1. Для малого и среднего бизнеса, особенно в «серых» зонах, повышение штрафов может стать дополнительным аргументом для полного выхода из теневого сектора и легализации деятельности.

2. Увеличение штрафов повысит стоимость ошибок и нарушений в области корпоративного управления, налогообложения, лицензирования и интеллектуальной собственности.

Таким образом, в условиях ужесточения санкций бизнесу целесообразно проактивно пересмотреть свои операционные и юридические риски, укрепить внутренний контроль и быть готовым к более высоким издержкам в случае выявления нарушений.

Подробнее