Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», за прошлый год объем нового лизингового бизнеса достиг рекордного уровня, однако размеры рынка могли быть еще больше, если бы не отсутствие крупных сделок в IV квартале. В 2019 г., по прогнозам аналитиков агентства, новый бизнес замедлит темп роста ввиду снижения активности лизингополучателей в транспортных сегментах.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга по итогам 2018 г. составил 1,31 трлн руб., что на 20% больше результатов 2017 г. Отсутствие крупных авиасделок, традиционных для конца года, привело к тому, что на IV квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса, тогда как в 2016—2017 гг. около трети всех сделок совершалось в последнем квартале.
«Снижение активности крупнейших игроков в конце года позволило сохранить концентрацию нового бизнеса на госкомпаниях на уровне 57%, в то время как в лизинговом портфеле доля госкомпаний выросла с 56 до 65% вследствие долгосрочного характера новых договоров с железнодорожной техникой, — комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам агентства „Эксперт РА“. — Именно благодаря сделкам ГТЛК, компаний „Сбербанк Лизинг“ и „ВТБ Лизинг“ лизинговый портфель увеличился на 24% и достиг 4,3 трлн рублей на 01.01.2019, при этом без учета топа-3 темп прироста портфеля по итогам 2018 года составил менее 4%».
Ключевым драйвером лизингового рынка стал железнодорожный сегмент, объем нового бизнеса в котором вырос на 49%. За счет активного увеличения объемов лизинговых сделок с железнодорожной техникой доля данного сегмента на рынке увеличилась с 21 до 26%. Как следствие, доля крупного бизнеса в разрезе лизингополучателей по итогам года превысила 50%, впервые с 2014 г. Авиализинг из-за отсутствия крупных сделок в последнем квартале показал отрицательную динамику: объем нового бизнеса сократился на 17% против роста на 31% годом ранее. При этом около 80% сделок операционного лизинга в 2018 г. приходилось на авиасегмент, сокращение которого привело к снижению доли оперлизинга в объеме нового бизнеса за отметку 10%.
Несмотря на снижение объемов госсубсидирования до 8 млрд руб. в 2018 г. (против 14 млрд в 2017-м), автолизинг вырос на 19% вслед за оживлением автопродаж в прошлом году. Помимо реализации отложенного спроса на обновление устаревших автопарков и снижения стоимости лизинговых договоров поддержку лизингу оказал активный рост автопарков каршеринга и такси в крупных городах, отмечают авторы исследования. Так, по их оценкам, парк каршеринга за прошедший год вырос более чем в пять раз, превысив 15 000 автомобилей, подавляющая часть парка при этом была взята в аренду. Помимо роста объемов автосегмента отмечается увеличение на 10% числа компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, что позволило заключить совокупно по всему рынку 230 000 лизинговых сделок в 2018 г.
Согласно прогнозу аналитиков агентства «Эксперт РА», темпы роста объема нового бизнеса в 2019 г. замедлятся до 15%. Слабый экономический рост (увеличение реального ВВП составит 1,4%) и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей. В результате снижение темпов роста будет отмечено у драйверов рынка — лизинга железнодорожной техники и автомобилей. По оценкам авторов исследования, меньший по сравнению с 2018 г. рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017—2018 гг., не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 30%. Рост автосегмента во многом будет происходить за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ». При сохранении запланированного на 2019 г. объема господдержки (4,9 млрд руб.) автосегмент, прогнозируют аналитики «Эксперт РА», вырастет на 12%. Рост авиализинга, который почти на 95% сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит, по их оценке, от 5 до 10% и будет во многом зависеть от крупных сделок по лизингу самолетов SSJ-100 для «Аэрофлота» и его дочерних структур.
Для стимулирования спроса в 2019 г., считают авторы исследования, лизинговые компании будут активнее прибегать к демпингу и неценовым методам конкуренции. На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Так, в 2018 г., отмечают эксперты агентства, на рынке был отмечен рост доли игроков, маржа которых показала отрицательную динамику с 38 до 56%, что во многом было обусловлено ужесточением конкуренции среди лизинговых компаний. Пойти на подобные меры в 2019 г. позволит уровень маржи, который за последние три года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5—5%. Компании второго и третьего эшелонов в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции, снижая авансы по сделкам, и расширять клиентские сервисы, а также предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента, заключают аналитики «Эксперт РА».
Индикаторы развития рынка лизинга
| 
 Показатели  | 
 2012  | 
 2013  | 
 2014  | 
 2015  | 
 2016  | 
 2017  | 
 2018  | 
| 
 Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.  | 
 770  | 
 783  | 
 680  | 
 545  | 
 742  | 
 1095  | 
 1310  | 
| 
 Темпы прироста, %  | 
 3,9  | 
 1,7  | 
 -13,2  | 
 -19,9  | 
 36,1  | 
 47,5  | 
 19,6  | 
| 
 Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.  | 
 1320  | 
 1300  | 
 1000  | 
 830  | 
 1150  | 
 1620  | 
 2100  | 
| 
 Темпы прироста, %  | 
 1,5  | 
 -1,5  | 
 -23,1  | 
 -17  | 
 38,6  | 
 40,9  | 
 29,6  | 
| 
 Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.  | 
 560  | 
 650  | 
 690  | 
 750  | 
 790  | 
 870  | 
 1050  | 
| 
 Темпы прироста, %  | 
 3,7  | 
 16,1  | 
 6,2  | 
 8,6  | 
 5,3  | 
 10,1  | 
 20,7  | 
| 
 Объем профинансированных средств, млрд руб.  | 
 640  | 
 780  | 
 660  | 
 590  | 
 740  | 
 950  | 
 1300  | 
| 
 Темпы прироста, %  | 
 13,2  | 
 21,9  | 
 -15,4  | 
 -10,6  | 
 25,4  | 
 28,4  | 
 36,8  | 
| 
 Совокупный лизинговый портфель, млрд руб.  | 
 2530  | 
 2900  | 
 3200  | 
 3100  | 
 3200  | 
 3450  | 
 4300  | 
| 
 Темпы прироста, %  | 
 36  | 
 14,6  | 
 10,3  | 
 -3,1  | 
 3,2  | 
 7,8  | 
 24,6  | 
| 
 Номинальный ВВП России, млрд руб.  | 
 68163,9  | 
 73133,9  | 
 79199,7  | 
 83387,2  | 
 85917,8  | 
 92081,9  | 
 103626,6  | 
| 
 Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, %  | 
 1,1  | 
 1,1  | 
 0,9  | 
 0,7  | 
 0,9  | 
 1,2  | 
 1,3  | 
| 
 Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, %  | 
 63,0  | 
 65,0  | 
 66,4  | 
 66,0  | 
 62,2  | 
 65,9  | 
 73,9  | 
| 
 Индекс розничности*, %  | 
 28,0  | 
 34,7  | 
 43,9  | 
 44,0  | 
 45,2  | 
 46,0  | 
 44,4  | 
*Индекс розничности рынка лизинга рейтинговое агентство «Эксперт РА» рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам оно относит легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК