Очевидно, что последние четыре года строительная отрасль поддерживалась программами льготной ипотеки. После сворачивания ряда наиболее массовых программ перед Правительством встал вопрос разработки дополнительного пакета мер поддержки, которые не создавали давление на бюджет.
Именно поэтому, с одной стороны, речь идет об оптимизации взаимоотношений застройщиков и государства (сокращение сроков и инстанций для согласования проектной документации), а с другой стороны – о дополнительных возможностях строительной отрасли. К таким дополнительным возможностям относится включение индивидуального жилищного строительства и домов блокированной застройки.
Рынок индивидуального жилищного строительства в 2023 году показал четырехкратный рост. В 2024 году, даже на фоне беспрецедентно высоких ставок по кредитам, существенного сокращения ИЖС не произошло, что говорит о высоком спросе на этот сегмент недвижимости. Другой вопрос, что речь пойдет не о традиционных лидерах жилищного строительства, а о регионах и их планах комплексного развития территорий. И этой мерой объема выпадающего спроса на новостройки не компенсировать.
Еще один сегмент нуждается в пристальном внимании Правительства – это строительство и реконструкция недвижимости для производства. Промышленная ипотека не приобрела значимых масштабов, хотя спрос на современные промышленные здания есть.
И еще одной мерой поддержки строителей и субъектов малого бизнеса мог бы быть льготный лизинг промышленных помещений, по аналогии с льготами, которые имеет отечественное автомобилестроение