27.12.2024

Острый кадровый дефицит. В грузоперевозках наметился опасный прогрессирующий тренд

Несмотря на рост ВВП, рынок логистики стагнировал. Сложилась совершенно уникальная ситуация: есть два взаимоисключающих фактора — рост объемов перевозок, с одной стороны, и физическая нехватка персонала, транспорта и складских помещений — с другой. Расходы на обслуживание подвижного состава нашей компании за последние 1,5 года выросли на 30%, и связано это, прежде всего, с инфляцией и падением курса рубля.

Еще один барьер для отрасли — нехватка складских площадей. Во многом их недостаток продиктован непрекращающимся ростом сегмента e-commerce и вынужденным созданием глубины складских запасов, связанным с санкциями. В текущем году рост арендных ставок составил 30%, и в настоящий момент ситуация достигла плато. Цены на рынке аренды в ключевых городах настолько высоки, что арендаторы перестали выдерживать текущие условия. Это по-настоящему серьезный вызов.

Да, по всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит. Особенно остро ощущается нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). В дефиците также складской персонал всех уровней, прежде всего линейного — водители погрузчиков, приемосдатчики, грузчики и т.д.

В результате сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании по России выросли на 30—40%, в Москве в среднем этот показатель вырос с пяти рабочих дней до десяти, а порой и более. Увеличились на 30—40% и зарплатные ожидания кандидатов. Закономерно сегодня фокус в работе с персоналом сместился с привлечения сотрудников на их удержание. И мы, как работодатели, сегодня должны приложить все усилия, чтобы наши сотрудники, приходя в компанию, захотели остаться в ней надолго.

Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30—40%, и в ближайшее время этот тренд продолжится. По-прежнему будет ощущаться острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных современных складских площадей. Одним словом, все устойчивые тренды прошлого года продолжатся.

Подробнее