05.07.2024

КС РФ расширил сферу свободного использования произведений без согласия автора

Издательство выпустило путеводитель с фотографией скульптуры. Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в интересах скульптора обратилась в суд с требованием о взыскании с издательства компенсации за нарушение авторских прав. Суд встал на сторону скульп­тора, решив, что изображение скульптуры использовалось издательством в коммерческих целях без разрешения автора, а это не подпадает под нормы о свободном использовании.

Судебная практика ранее всегда считала определяющим именно факт коммерческого характера использования. И подходила к этому вопросу довольно формально: путеводитель продается? Значит, использование коммерческое.

КС РФ же решил, что не стоит придавать этому факту принципиального значения. Необходимо учитывать особенность путеводителя как информационно-справочного материала, который обычно содержит изображения множества объектов. В масштабе такого материала значение использования изображения конкретной скульп­туры, в том числе и в целях извлечения прибыли, существенно нивелируется.

Поэтому КС РФ истолковал норму ст. 1276 ГК РФ как не препятствующую использованию в путеводителях фотографий памятников без согласия их авторов и выплат им вознаграждения.

КС РФ достаточно редко рассматривает вопросы из сферы интеллектуальной собственности. Принятое решение подчеркивает актуальность вопроса и стремление к балансу между свободой информации и правами правообладателей. Представляется разумным, что КС РФ учел особенность путеводителя как информационно-справочного материала, и особенность городского памятника как гибрида архитектуры и скульптуры, и истолковал данную норму таким образом.

Данное толкование должно помочь обеспечить единообразие в правоприменении и устранить правовую неопределенность. Однако пока только для издателей путеводителей и ­СМИ.

Неочевидно, где находятся пределы такого толкования, насколько широко оно может применяться. Например, может ли оно применяться касательно изготовления мерчендайзинговой продукции с изображения­ми памятников города? Ведь изготовление мерча — как и изготовление путеводителей — может также способствовать распространению информации о культурных и исторических достопримечательностях и опо­средованно способствовать популяризации объектов, связанных с исторической памятью. Должно ли предложенное КС РФ толкование распространяться и на эту ситуацию?

Ответ, скорее всего, даст судебная практика, которая будет складываться в ближайшее время и покажет нам то, как воспримут и насколько широко будут использовать данное толкование российские суды.

Подробнее