Какие проблемы вам приходилось решать в текущем году и насколько предприятие адаптировалось к жизни в условиях ограничений?
О комплектующих
Мы одна из немногих в России типографий, которая печатает на латексных принтерах. Американская HP — лидер на рынке латексной печати. На нашей площадке установлены промышленные цифровые печатные принтеры HP Latex, на которых мы производим рекламные и операционные материалы для «Додо Пиццы», «Бургер Кинга», КФС, «Теремка», Яндекса и других брендов. В какой-то момент мы оказались в ситуации, когда 80% нашего оборудования просто не могло работать из-за ухода HP с российского рынка — официальные поставки оригинальных чернил прекратились, а аналогов рынок пока не изобрел. Мы лишились запчастей и комплектующих (оригинальных чернил и печатных голов), а также авторизованной сервисной поддержки, в том числе гарантийной.
О ценах и адаптации
Оригинальные расходные материалы для машин западных брендов стало закупать сложнее. Сказывается уход западных компаний, проблемы с логистикой и панические настроения рынка, когда каждая компания хочет закупиться как можно большим количеством комплектующих. Цены выросли из-за курса и потому, что параллельный импорт не может работать без дополнительной наценки. Плюс к этому — сейчас мы платим за поставку вперед и ждем шесть — восемь недель, то есть замораживаем деньги, у которых тоже есть стоимость. Однако рынок нашел выход и обеспечивает регулярные поставки. Как в поговорке: свято место пусто не бывает. Мы уверены в своих силах и рассчитываем нарастить долю на рынке за счет закрывшихся типографий и сетевых агентств, которые обеспечивали рекламный продакшн крупным международным брендам.
Поставщики и дефициты
В 2022 г. рынок столкнулся с дефицитом сырья, некоторые типографии либо заморозили свои производства, либо начали искать замену оборудования у других поставщиков. Разумеется, и мы обновили список поставщиков, но это скорее дань процессу — периодически обновлять список, — чем острая необходимость.
О клиентах
В 2022 г. мы не потеряли ни одного клиента, напротив, подписали контракты с крупными компаниями, которые до этого сотрудничали с международными агентствами, ушедшими из России. А в 2023 г. мы идем с опережением плана по выручке.
Об ассортименте
Наш ассортимент не сократился. Где-то мы поменяли сырье, где-то изменили цепочку поставок, но в целом мы продолжаем поставлять ту же качественную продукцию, что и раньше.
Эксперты «Первой Образцовой типографии»
Современная российская полиграфия является импортозависимой отраслью, практически все оборудование и расходные материалы, за исключением, возможно, бумаги и картона, производство которых в последнее время в значительной степени локализовано, являются продукцией зарубежных — европейских и американских — компаний.
С конца февраля 2022 г. начался процесс ухода с рынка иностранных компаний, что осложнило процесс производства книжной продукции (это основа нашего продуктового ассортимента). Первыми об уходе с российского рынка заявили поставщики цифрового печатного оборудования и материалов, поэтому наиболее пострадавшим от санкционного давления является сегмент цифровой печати (типографии малых тиражей).
С введением в апреле 2022 г. пятого пакета санкций ограничения были наложены на производителей оборудования и материалов для полиграфической отрасли.
Что касается расходников — красок, клеев, пластин и т.п. — наши поставщики стали искать варианты обеспечения отрасли путем усложнения логистических цепочек для поставок красок и клеев европейских производителей, а также путем замещения европейских материалов на материалы азиатских производителей, что, безусловно, приводит к их удорожанию и, соответственно, росту себестоимости книжного производства. Некоторые виды клея подорожали к сентябрю 2022 г. почти в два раза, ролевые краски на 250%. Отделочные материалы европейских производителей замещены турецкими, произошло некоторое упрощение отделки, но не критичное, не заметное глазу читателей.
В целом предприятия АО «Первая Образцовая типография» — «Ульяновский Дом печати», «Чеховский Печатный Двор» и «Дом печати — ВЯТКА» — в тесном сотрудничестве с ведущими поставщиками довольно оперативно адаптировались к санкционным ограничениям, подобрали соответствующие стандартам существующего оборудования краски и другие расходные материалы и продолжают выполнять заказы издательств и других частных и корпоративных клиентов.
Что касается ситуации с печатным и переплетным, отделочным оборудованием. Для обеспечения его функционирования некоторые зарубежные производители, даже уйдя с российского рынка, оставили сервисные команды. Были созданы российские компании, осуществляющие сервис и консультативную поддержку (Koenig & Bauer, Heidelberg и др.). Вопрос поставок запчастей и электронных компонентов на весь спектр используемого нами и в целом в отрасли оборудования — самый сложный, многие производители оборудования жестко запрещают поставки в Россию своим дилерам по всему миру и в СНГ.
Как отмечалось выше, существуют проблемы в сегменте цифровой печати малых тиражей, обеспечении поставок запчастей к зарубежному полиграфическому оборудованию.
Резюмируем: изменения в цепочках поставок расходных материалов при одновременном росте цен на них, а также рост цен на бумагу (пока не превышающий мировые показатели) привели к росту себестоимости книжной продукции.
Какая помощь и поддержка со стороны государства сейчас нужна?
С конца сентября 2022 г. обострился кадровый вопрос в связи с мобилизацией и уходом на службу на СВО сотрудников отрасли, а также в связи с перетеканием квалифицированных кадров на предприятия ВПК, где уровень заработных плат выше, и с ним не могут конкурировать полиграфические предприятия.
Также резко увеличились ставки на кредитные средства, что тоже отражается на себестоимости производства.
В целом наблюдается постепенное сжатие книжного рынка (по количеству заказов и их тиражности), что влечет за собой некоторое снижение загрузки производственных мощностей типографий.
Мы считаем наиболее востребованной сейчас мерой государственной поддержки субсидированные кредитные линии на приобретение основного производственного оборудования и финансирование оборотных средств, в том числе через механизмы Фонда развития производства (федеральные и региональные).