Эти шесть лет можно разделить на три равнозначных отрезка, куда попадают два года до пандемии, два года самой пандемии и два года после, связанных с переходом на новое программное обеспечение. Каждый из этих двухлетних периодов представляет собой разный рынок программного обеспечения. Единым образом осветить ситуацию сложно. Тем не менее, если объединить период с 2018 по 2022 г., можно отметить, что рост расходов на программное обеспечение возрастал. Основная причина была в том, что все производители ПО переходили на подписочную модель продаж своего программного обеспечения. Ранее программы можно было покупать раз в пять лет и не беспокоиться об обновлениях, а с 2018 г. расходы на софт стали ежегодными.
Что касается последних двух лет, это совершенно другой рынок, поэтому объединять эти шесть лет в единое целое нельзя. Увеличение расходов на софт связано с необходимостью импортозамещения. Представьте, сколько денег необходимо крупному бизнесу для полной замены всего установленного и внедренного ранее ПО. Поэтому расходы, естественно, увеличились.
Вторая причина — компании, которые не смогли отказаться от зарубежного ПО и продолжили его приобретать через параллельный импорт. Стоимость такого приобретения увеличилась минимум в полтора раза, а в некоторых случаях — в два-три раза. Это также способствовало росту расходов на ПО. Для среднего и малого бизнеса расходы на программное обеспечение как были небольшими, так и остались. Ситуация не изменилась, так как малый и средний бизнес практически не приобретает лицензионный софт, предпочитая использовать нелицензионные версии. Поэтому все приведенные выше слова применимы только к крупному бизнесу.
Замедление падения популярности зарубежных операционных систем и систем управления базами данных связано с тем, что компании, зависящие от этих технологий, находят способы интеграции и продолжают использовать привычные экосистемы. Инвестиции в параллельный импорт также поддерживают спрос на зарубежные решения, несмотря на их растущие цены.