Принят ГД РФ: 11.11.1994
Настоящий
Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской
Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного
пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов
производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее —
территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее
— чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и
населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная
ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение
риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья
людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае
их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и
направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных
факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения
в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические
устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или)
аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о
возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в
зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения
чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в
режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации.
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее — уровень
реагирования) — это состояние готовности органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к
ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия
дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в
зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития
чрезвычайной ситуации.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до
населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях,
возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или
вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости
проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до
населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по
обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а
также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности
людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс
программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных
природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов
оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в
автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная
риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных
процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся
на ней людей.
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся
опасных природных явлений и техногенных процессов, — это участок земельного,
водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально
опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной
территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и
оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы —
это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют
заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Критически важный объект — это объект, нарушение или прекращение
функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной
единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению
(разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности
населения.
Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания
и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором
возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
Органы управления единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций — это органы, создаваемые для координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций — это
система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Правовое
регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права
и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с
ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут
принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в
связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями
настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями
отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных
ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном,
муниципальном и объектовом уровнях.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по
обеспечению безопасности людей на водных объектах;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе
организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях
предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и
информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного
оповещения населения;
прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка
социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего
от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных
объектах.
Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок
выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы
функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Органы
управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
включают в себя координационные органы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы
управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Координационными органами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются комиссии,
образованные для обеспечения согласованности действий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности.
3. Постоянно действующими органами управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Органами повседневного управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организации
(подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления
силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена
информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
5. Обеспечение координации деятельности органов повседневного
управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и
средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации
информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при
осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны
осуществляют:
а) на федеральном уровне — орган повседневного управления (Национальный
центр управления в кризисных ситуациях), находящийся в ведении федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
б) на межрегиональном и региональном уровнях — органы повседневного
управления (центры управления в кризисных ситуациях), находящиеся в ведении
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. Органы управления и силы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения
чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной
ситуации.
7. Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные
мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной
деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
8. При введении режима чрезвычайной ситуации в
зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации,
а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности
населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и
территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней
реагирования:
а) объектовый уровень реагирования — решением руководителя организации
при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации,
оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации
находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного
городского поселения;
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного
сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более
поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона
чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального
района;
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации
силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся
в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в
пределах территории городского округа;
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской
Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или
Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории
города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования — решением
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов
местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает
территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального
района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в
пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
г) федеральный уровень реагирования — решением Правительства Российской
Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне
чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов
Российской Федерации.
9. Решением Президента Российской Федерации при
ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с
законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов
исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований,
устанавливается особый уровень реагирования.
10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих
органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное
лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя
ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение
этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные
меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на
которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону
чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного
материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи
и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне
чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности
работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не
ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту
населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий
для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее
негативного воздействия.
11. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет
руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная
ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов
исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного
оповещения населения
Границы
зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной
Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными
органами государственной власти и органами местного самоуправления, на
территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными
правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации
по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления
и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Информацию
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют
сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях,
а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной,
пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и
администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать
население через средства массовой информации, в том числе с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению
их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах
и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными
лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Мероприятия,
направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально
возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения,
проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности
людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных
характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных
объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и
максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и
средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная
ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном
законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных
органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и
проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным
законом.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Президент
Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со статьей 80
Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и
принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и
принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их
последствий;
в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88
Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным законом,
на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение;
г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации
чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральное
Собрание Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и
мероприятий в указанной области;
в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство
Российской Федерации:
а) издает на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента
Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;
б) организует проведение научных исследований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных
федеральных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций федерального характера;
г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и
обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство
единой государственной системой предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также
определяет порядок использования указанных
резервов;
е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения,
условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных
веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций, в том числе
чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и
полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
з) обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
федерального характера, определяет порядок
оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального
характера;
и) определяет порядок привлечения
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, к
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) определяет порядок сбора информации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между
исполнительными органами государственной власти, а также органами управления,
специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
л) определяет порядок предоставления
участков для установки и (или) установки специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
м) принимает решения о выплате единовременной материальной помощи
гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания
единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь
будет оказана;
н) определяет порядок введения
чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и
взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления
в условиях такой чрезвычайной ситуации;
о) устанавливает федеральный уровень реагирования;
п) устанавливает порядок осуществления
государственного надзора в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечивает осуществление федерального
государственного надзора в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;
р) устанавливает критерии отнесения объектов всех форм собственности к
критически важным объектам и потенциально опасным объектам, порядок
формирования и утверждения перечня критически важных объектов и перечня
потенциально опасных объектов, порядок разработки и формы паспорта безопасности
критически важных объектов и потенциально опасных объектов, а также
обязательные для выполнения требования к критически важным объектам и
потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
с) устанавливает порядок привлечения
сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации
чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и
обеспечивают их проведение;
г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера,
а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской
Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях межмуниципального и регионального характера;
и) утратил силу. — Федеральный закон от
22.08.2004 № 122-ФЗ;
к) содействуют федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в
установке специализированных технических средств оповещения и информирования
населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении
имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой
информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и
информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций;
л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат
гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления
единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты
будут осуществлены;
м) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
н) устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в
порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1
настоящего Федерального закона;
о) осуществляют создание системы
обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»,
обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и
информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с
использованием комплексной системы экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера;
с) устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление
регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального
характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного
Правительством Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения
вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы
оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с
использованием комплексной системы экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций.
2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу
исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для
установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения
и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в
предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции
средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного
оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения
Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного
самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов
Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для
осуществления государственного управления и координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный
орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.
Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения
безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных
им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям:
разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические
мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных
ситуациях;
утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые
нормы и правила безопасности производства, технологических процессов,
продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных
ситуаций;
обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной,
экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании,
строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального
назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в
чрезвычайных ситуациях;
организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам
безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности
функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования,
нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут
предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за
ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и
осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об
образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности
подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально
подготовленные и аттестованные в установленном порядке
силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Организации
обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости
функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников
организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы
оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального назначения от
чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников
организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу
исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке
распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у
организаций технических устройств для распространения продукции средств
массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными
способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или
возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение
об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите
от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан,
находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или
возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по
ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по
предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной
организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Общественные
объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей
на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и
со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На
органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов,
связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной
ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического,
медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений
должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном
порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для
ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные
силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской
Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При
ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел
Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на
органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА
ПОСТРАДАВШИХ
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной
защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в
определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой
безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы
местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения
безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с
увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для
работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или
умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке,
установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного
при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка;
на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий,
предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане
Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической
дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к
возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни
людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки
в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей.
Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от
чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных
объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных
ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в
чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным
профессиональным образовательным программам.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Пропаганда
знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том
числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается
органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями,
осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей,
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных
объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей.
Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 22. Финансирование целевых программ
Финансирование
целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления,
специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансовое
обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим
Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального
образования.
Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций
1.
Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных
ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным
обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением
чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является
расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением
чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является
расходным обязательством муниципального образования.
2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации
чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования
указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок
восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных,
технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности
Проектная
документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов
обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о
градостроительной деятельности.
Статья 27. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Государственный
надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований, установленных
настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную
систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом
исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный
государственный надзор) согласно их компетенции в порядке,
установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и
проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные
в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций,
непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других
противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную
ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
Если
международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем
те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила
международных договоров Российской Федерации.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом
Нормативные
акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим
Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном
порядке вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН