17.01.2025

Новый сбор для участников рекламного рынка. С 1 апреля за распространение рекламы в интернете придется заплатить

Закон вводит отчисления за распространение рекламы в интернете. Плательщиками, в соответствии с Законом, признаются рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые занимаются распространением в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ.

Под базой для расчета понимается доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями или же операторами рекламных систем. При этом Закон не уточняет, что именно подразумевается под доходом для целей исчисления обязательного платежа — выручка или прибыль. В Законе также не установлен момент признания дохода от распространения рекламы для целей обложения его обязательными отчислениями. Проводя аналогию с налоговым законодательством, можно говорить о том, что неясно, по какому методу (кассовому или же начисления) признавать доход, как и то, будет ли исчисление происходить по аналогии с земельным, имущественным и транспортным налогом для физических лиц, или же плательщики будут самостоятельно осуществлять исчисление платежа.

Особого внимания заслуживает то, что российский рекламодатель (юридическое лицо, ИП, физическое лицо), заключивший договор на распространение рекламы в интернете с иностранным юридическим лицом (иностранным гражданином, лицом без гражданства), признается лицом, на которое возложены обязанности по исчислению и удержанию из денежных средств, выплачиваемых иностранцу, обязательных отчислений. В таком случае у российского рекламодателя возникает обязанность проинформировать иностранца о перечислении в бюджет обязательных отчислений.

Проводя аналогию с налоговым законодательством, можно сделать вывод, что указанная схема по своей сути очень напоминает обязанность налогового агента. Главным отличием является то, что агентом по налогу на прибыль или агентом по НДС не может являться физическое лицо. Это отличается от агентирования при отчислении за распространение рекламы в интернете.

По результатам анализа Закона становится видно, что отчисления за распространение рекламы по своей сути и содержанию очень похожи на налог, так как в нем определены общие условия установления налогов и сборов в соответствии со ст. 17 НК РФ.

Подробнее