16.08.2024

Корпоративные договоры ждет унификация, а неустойку за корпоративные нарушения будет сложнее снизить: готовы поправки в законодательство

Неотъемлемым элементом любой сделки по созданию совместного предприятия или по предоставлению инвестиций является заключение корпоративного договора, в котором стороны фиксируют свои договоренности по управлению хозяйственным обществом, распоряжению акциями (долями), предоставлению финансирования такому хозяйственному обществу, получению доходов от деятельности такого хозяйственного общества, а также иные вопросы.

В связи с этим тем более значимыми являются изменения, направленные на дальнейшее развитие законодательного регулирования института корпоративного договора в России.

Для унификации правового регулирования корпоративных договоров в отношении разных хозяйственных обществ в Закон об ООО предлагается ввести новую статью — ст. 8.1, которая по своему содержанию и структуре аналогична упомянутой ранее ст. 32.1 Закона об АО.

То есть Закон об ООО и Закон об АО будут предусматривать специальные правила регулирования корпоративных договоров в отношении таких хозяйственных обществ, и ГК РФ будет содержать общие применимые ко всем корпоративным договорам положения.

Законопроект также регламентирует отдельные договорные элементы и корпоративные процедуры, которые могут включаться в корпоративный договор:

  • корпоративный договор может содержать в себе элементы опционного договора или соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (п. 3.1 ст. 32.1 Закона об АО и п. 3 ст. 8.1 Закона об ООО). Несмотря на то, что такая практика распространена, предлагаемые изменения не являются какой-либо новеллой, поскольку включение в состав корпоративного договора элементов различных иных договоров (в том числе опционов/опционных договоров) всегда было допустимо в силу действия принципа свободы договора. В таком случае договор называется смешанным (п. 3 ст. 421 ГК РФ);

  • факт наступления условий (с наступлением которых связано возникновение определенных прав из опционов/опционных договоров) может подтверждаться третьим лицом, а также то, что условия корпоративного договора могут предусматривать порядок подтверждения наступления таких условий (п. 3.1 ст. 32.1 Закона об АО и п. 3 ст. 8.1 Закона об ООО). Данные положения уже широко применяются на практике и включаются в тексты различных опционов;

  • возможность структурирования в корпоративном договоре права на понуждение к продаже (drag-along right) и права на присоединение к продаже (tag-along right).

Корпоративные договоры, заключаемые по российскому праву, часто предусматривают право на понуждение к продаже (drag-along right) и право на присоединение к продаже (tag-along right).

Законопроект предлагает следующую модель структурирования права на понуждение к продаже:

  • участники заключают между собой опцион колл (по модели опционного договора или опциона на заключение договора), согласно которому инициатор отчуждения вправе потребовать от присоединяемого к отчуждению лица продажи принадлежащих ему акций (долей);

  • инициатор отчуждения (i) либо самостоятельно выкупает акции (доли) у присоединяемого к отчуждению лица, и затем перепродает их в пользу приобретателя, (ii) либо переуступает права по опциону колл в пользу приобретателя, (iii) либо переуступает в пользу приобретателя права на получение акций (долей), вытекающие из договора об отчуждении таких акций (долей), который был заключен в результате реализации опциона колл.

Также законопроект предлагает следующую модель структурирования права на присоединение к продаже:

  • участники заключают между собой опцион пут (по модели опционного договора или опциона на заключение договора), согласно которому в случае отчуждения одним участником (инициатором отчуждения) своих акций (долей) третьему лицу (приобретателю) у другого участника (присоединяющегося к отчуждению) возникает право потребовать от инициатора отчуждения приобретения акций (долей), принадлежащих присоединяющемуся участнику;

  • инициатор отчуждения обязуется (i) либо приобрести акции (доли) присоединяющегося участника на основании опциона пут и перепродать такие акции (доли) в пользу приобретателя, (ii) либо переуступить в пользу приобретателя права на получение акций (долей), вытекающие из договора об отчуждении таких акций (долей), который был заключен в результате реализации опциона пут.

Таким образом, предлагаемая механика не содержит каких-либо принципиально новых юридических конструкций, с помощью которых стороны корпоративного договора могли бы оформить свои отношения при структурировании drag-along right и tag-along right.

Однако ключевое значение в данном случае имеет то, что законопроект предлагает предусмотреть специальные основания для оспаривания сделок с акциями (долями) в случае нарушения (несоблюдения) описанных выше корпоративных процедур.

Подробнее