КС РФ, по существу, скорректировал в пользу кредиторов гражданина-банкрота ранее выработанную ВС РФ позицию о распространении иммунитета на денежные средства от реализации заложенного единственного жилья должника и членов его семьи (определения ВС РФ от 06.10.2023 № 304-ЭС23-2129 (3) и от 26.06.2023 № 307-ЭС22-27054). Занятая ВС РФ позиция означала придание абсолютного (безусловного) иммунитета указанному остатку денежных средств от реализации единственного жилья, по аналогии с иммунитетом единственного жилья, не обремененного залогом.
С учетом абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ и п. 2 и 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве КС РФ предписал законодателю урегулировать вопросы, связанные с распространением исполнительского иммунитета на такие денежные средства. До корректировки законодательства вопрос предоставления исполнительского иммунитета на деньги от реализации единственного жилья — предмета ипотеки должен разрешаться следующим образом:
-
по заявлению гражданина-должника из конкурсной массы исключаются денежные средства, вырученные от продажи обремененного ипотекой единственного жилья, за вычетом сумм на погашение: требований залогового кредитора; судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему, расходов на оплату услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, и расходов, связанных с реализацией предмета залога; погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества гражданина для погашения указанных требований;
-
размер исключаемых из конкурсной массы денежных средств может быть уменьшен в пользу конкурсной массы, если есть возможность приобрести жилое помещение, которое по своим характеристикам явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище;
-
в иммунитете может быть отказано полностью или в части исключения этих денежных средств из конкурсной массы по основаниям, связанным с недобросовестностью (злоупотреблениями) со стороны должника, которые применяются при отказе в распространении имущественного (исполнительского) иммунитета на единственное жилье, не обремененное залогом.
Между тем в постановлениях КС РФ от 14.05.2012 № 11-П и от 26.04.2021 № 15-П был декларирован отказ от безусловности иммунитета единственного жилья и указаны условия, при которых он не применяется или применяется ограниченно (злоупотребление должника, приведшее в ситуации наличия только одного жилого помещения; нераспространение иммунитета на «роскошное жилье» с условием приобретения должнику замещающего жилого помещения, удовлетворяющего определенным критериям).
Помимо противоречия между тем, что иммунитет самого по себе единственного жилья не является абсолютным и может быть ограничен, и абсолютным иммунитетом выручки от реализации такого жилья, занятая ВС РФ позиция создавала дисбаланс интересов залогового кредитора, должника и других кредиторов. Поэтому, по нашему мнению, рассматриваемое постановление унифицирует подход к применению иммунитета единственного жилья.