В соответствии с действующим законодательством цифровые финансовые активы не являются средством платежа. Тем не менее их предполагается использовать именно в качестве альтернативы существующим средствам платежа.
Основные изменения внесены в законодательство о валютном регулировании:
1. Операции с цифровыми правами становятся предметом валютного регулирования. Закон определяет, какие операции с цифровыми правами относятся к валютным операциям, а какие — нет. Кроме того, отдельные категории цифровых прав приравниваются к валютным ценностям (права, включающие денежные требования в иностранной валюте, возможность осуществления прав по внешним эмиссионным ценным бумагам и (или) право требовать передачи внешних эмиссионных ценных бумаг).
Это означает, что на такие операции будут распространяться и все иные положения законодательства о валютном регулировании, касающиеся валютных операций и валютных ценностей, включая ответственность за совершение незаконных валютных операций и иные валютные правонарушения.
2. Закон предусматривает, что цифровые права могут быть использованы в качестве средства платежа за передаваемые товары (работы, услуги) и исключительные права по внешнеторговым договорам (контрактам) между резидентами и нерезидентами.
При этом органы валютного контроля наделяются полномочиями и обязанностями, связанными с использованием цифровых прав в качестве средств платежа по внешнеторговым контрактам. В частности, ЦБ РФ должен будет установить требования к подтверждающим документам по таким операциям.
Введение в правовое поле дополнительного способа расчетов по международным контрактам стоит приветствовать. Тем более что в практике уже давно теми или иными способами применяются расчеты с использованием цифровых активов. В то же время стоит учитывать, что в данном случае речь идет о применении только тех цифровых прав, которые выпускаются и оборачиваются на российских платформах, в соответствии с российским законодательством. Есть ощущение, что далеко не каждый иностранный партнер будет готов к использованию данных активов в качестве встречного предоставления за товары, поставленные российским компаниям. Практика покажет, насколько такой способ расчетов окажется востребованным, однако вряд ли он станет реальной альтернативой денежным расчетам.