В настоящее время в разработку введено менее пятой части всех разведанных запасов российского угля, тем не менее этого хватает, чтобы закрывать внутренний спрос и обеспечивать экспорт. В отличие от нефти, для которой негативные эффекты от санкционных ограничений накладываются на устойчивое ухудшение минерально-сырьевой базы: рост доли трудноизвлекаемых запасов, высокая обводненность скважинной продукции и отсутствие большого количества крупных открытий, вызовы угольной отрасли имеют, скорее, транспортно-логистическую природу.
Ключевой логистической сложностью для угледобывающей отрасли является дисбаланс портовых и провозных мощностей. С одной стороны, мы видим профицит портовых мощностей, но обеспечить их 100% загрузку невозможно из-за инфраструктурных ограничений железных дорог: прежде всего перегруженности железнодорожной инфраструктуры на Востоке страны. Растут и затраты на транспортировку угля, причиной тому индексация железнодорожного тарифа и отмена понижающих коэффициентов на экспортные железнодорожные перевозки угля. Одновременно с этим наблюдается увеличение временных затрат на транспортировку морским транспортом и рост расходов на фрахт.
Не стоит забывать и о ценовых вызовах. В этом году экспортные цены на наш энергетический уголь упали до минимума с 2021 г. Одним из основных, если не главным, драйверов этого стало падение спроса на ключевых для нас в настоящее время рынках Индии и Китая. Известно, что в последние годы КНР активно проводит политику поддержки внутренних, локальных, добывающих компаний для стимулирования собственной добычи энергетических углей — сужающийся круг возможностей для зарубежных поставщиков приводит к усилению конкуренции между ними, и у нас, к сожалению, не так много возможностей для маневра. С другой стороны, китайский рынок коксующихся углей сохраняет высокую степень зависимости от зарубежных поставок.
Не менее важен с точки зрения цен и тот факт, что российский уголь продается с дисконтом к мировым сортам; в отличие от нефти, механизм предельной цены на российский уголь не вводился, но сам факт того же европейского эмбарго оказывает существенное давление на цены.