Роль водорода постепенно меняется от сырья для нефтеперерабатывающей промышленности (гидрокрекин, гидроочистка) и химической промышленности (аммиак, метанол, полимеры) до универсального источника энергии для многих отраслей (транспорт, электро-, теплоэнергия, металлургия, цементная промышленность). Ключевой технологией в ближайшем будущем эксперты указывают улавливание CO2 («голубой» водород). Многие сторонники возобновляемых источников энергии в перспективе десяти лет отмечают возрастающую актуальность для них «зеленого» водорода (с использованием ВИЭ).
Различные страны «водородной повестки» прилагают значительные усилия для развития водородной энергетики, однако используемые ими подходы различаются. Так, объем инвестиций в развитие водородной энергетики до 2030 г. у Канады 1,5 млрд долл. с объемом производимого водорода к 2030 г. 4 млн т, Норвегии 0,1 млрд долл., Японии 19,2 млрд долл., Германии 10,7 млрд долл. Например, те же ключевые аспекты стратегии водородного развития Канады предполагают малый размер инвестиций при точечных инвестициях с помощью государственных закупок.
На текущий момент инвестиции в водородную энергетику в основном направлены на развитие спроса и не превышают 2 млрд долл. Большинство инвестиционных проектов реализуется в Европе, Австралии и Азии (Корея, Япония, Китай) — крупнейших странах-импортерах энергоресурсов. Инвестиции в развитие спроса на водородную энергетику отличаются повышенной волатильностью, которая обусловлена конкуренцией с автотранспортом, использующим электроэнергию, а также, в последнее время, влиянием пандемии. Несмотря на многообразие игроков по цепочке создания стоимости водорода, согласно дорожной карте развития водородной энергетики РФ, главными национальными компаниями, задействованными в водородной энергетике, будут Росатом, Газпром, НОВАТЭК.
Говоря о перспективах использования водорода, я считаю, что водород будет по-прежнему использоваться как сырье для технологических нужд. Одновременно с этим, безусловно, стоит поддержки возможность поставок водорода для экспортных нужд в соответствии с дорожной картой развития водорода в РФ, прежде всего ввиду того, что водород будет активно использоваться в транспортной промышленности.
Ключевым стимулом для роста развития водородной энергетики в РФ станет введение углеродного налога в Европе, который, по мнению большинства российских компаний, негативно повлияет на их сбыт, в том числе и после растепления геополитической ситуации. Для минимизации данных рисков компании включают водородные инициативы в стратегии устойчивого развития, а также готовы рассматривать инвестиции в зарубежные водородные проекты с «дружественными странами».
Вообще, как показывают результаты COP28 — экология и устойчивое развитие уже сейчас стараются исключить из перечня тем для односторонних ограничительных мер («санкций»). Большинство российских компаний уже имеет перспективные проекты по производству водорода, прежде всего для удовлетворения собственных потребностей в водороде. А ключевыми мерами поддержки, необходимыми для производства водорода, должны стать прежде всего налоговые льготы и денежные субсидии на финансирование капитальных затрат, связанных со строительством мощностей.