После анализа предполагаемых изменений становится горько и обидно за предпринимателей, поскольку к ним относятся как к младшей группе детского сада. Исходя из пояснительной записки, предприниматели при принятии решения об учреждении экономического субъекта в определенной организационно-правовой форме — акционерного общества (далее — АО) не совсем понимали, что данная организационно-правовая форма влечет за собой определенные обязанности, в число которых входит и проведение обязательного аудита. Но ведь основное правило предпринимательства гласит, что предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Соответственно, предприниматели должны осознавать свои обязанности, и не надо их лишать, с одной стороны, права самостоятельно принимать обоснованные решения, с другой стороны, использовать свои возможности. В частности, у акционерных обществ есть прекрасная возможность избежать проведения обязательного аудита без внесения необходимых изменений в законодательство: перерегистрироваться из АО в общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО). Организация в форме ООО подлежит обязательному аудиту только при достижении определенных критериев, указанных в подп. «а» и «б» п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (если ООО не соответствует другим условиям, указанным в подп. «а» и «б» п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
Кроме того, проявление заботы о предпринимателях в виде избавления их от непомерной и ненужной финансовой нагрузки принижает ценность таких бизнесов практически до нуля. Возникает вопрос: что же это за акционерное общество, у которого есть даже совет директоров (наблюдательный совет) либо и то и другое вместе, но для которого проведение аудита — непомерная финансовая нагрузка? Может, такому бизнесу и не надо существовать?
Нельзя обойти и такую коллизию, как противопоставление предпринимателей обществу. Ведь аудит проводится не в интересах аудируемого лица, а в интересах общества, поскольку только в ходе аудита подтверждается достоверность бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности). Необходимо отметить, что только из бухгалтерской отчетности можно получить представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При этом иной возможности проверить достоверность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, у пользователей этой отчетности не существует.
Кроме того, действие аудитора при проведении аудита в общественных интересах установлено на законодательном уровне (п. 1.1 Кодекса профессиональной этики аудиторов, п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). Декларируя избавление АО от ненужной финансовой нагрузки в виде аудита, законодатели противопоставляют определенный экономический субъект обществу в целом.
Если же законодатели полагают, что обществу в виде пользователей бухгалтерской отчетности неинтересна бухгалтерская отчетность определенных видов АО, то надо прямо так и говорить, а не противопоставлять определенные виды бизнеса всему обществу — пользователям бухгалтерской отчетности.
Также вызывает сомнение торопливость в предполагаемой замене уточняющей формулировки в виде замены «аудитор» на «аудиторскую организацию», поскольку в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые обязательны к применению при проведении аудита (п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности), выпускается аудиторское заключение независимого аудитора, но не аудиторской организации (п. 21 МСА 700). Получив заключение независимого аудитора, экономический субъект может задаться вопросом: «А тот ли документ мы получили? Мы выбрали аудиторскую организацию для проведения аудита, а аудит провел и выдал заключение независимый аудитор, то есть физическое лицо!»
Полагаю, что не стоит торопиться в продвижении внесения предполагаемых поправок в законодательство. Необходимо хорошенько обдумать предполагаемые поправки, предварительно обсудив их не только с бизнес-сообществом, но и с пользователями бухгалтерской отчетности.