Действующее законодательство предполагает перечисление 25 тыс. руб. на выплату вознаграждения финансовому управляющему (ч. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве). Независимо от того, кто обращается в суд (сам гражданин-должник или его кредитор), внесение денег на депозит суда осуществляется до момента регистрации дела и присвоения ему номера.
Подобный порядок на практике вызывает некоторые сложности, поскольку платеж поступает без привязки к конкретному производству и является по сути «обезличенным». Чтобы средства были учтены, плательщику приходится дополнительно подавать письменное заявление с просьбой зачесть сумму в рамках конкретного дела. Cогласно пояснительной записке к законопроекту на практике это создает некоторые неудобства как для заявителя, так и для сотрудников суда, поскольку требует двойной проверки: сначала по плательщику, затем — по присвоенному номеру дела. Кроме того, отсутствие корректных реквизитов может привести к возврату денег, что вынуждает просить об отсрочке либо повторно проходить процедуру оплаты.
В законопроекте предлагается устранить вышеуказанную двойную проверку. Нововведения содержат конкретный срок для внесения средств — с момента вынесения судом определения о принятии заявления (когда дело уже имеет регистрационный номер) до даты рассмотрения вопроса о начале процедуры банкротства. При этом в платежном документе обязательно должно быть указано именно присвоенный делу номер, что исключает ошибки и автоматизирует процесс учета денежных средств.
Хоть предлагаемые изменения носят скорее технический характер, представляется, они направлены на повышение эффективности работы судебной системы, снижение нагрузки на аппарат суда и минимизацию случаев возврата платежей. Реализация этих норм позволит сделать процедуру банкротства более удобной для всех участников процесса.