Говоря о маркетинге, как об области управленческих знаний и функции, которая занимается разработкой, продвижением и предоставлением потребительской ценности, важно отметить, что его базовые цели и законы остаются неизменными. Анализ контекста, рынка и компании, глубокое понимание потребителя необходимы для разработки ценностного предложения для таргетированного клиента и соответствующего позиционирования продукта.
Далее формулируется всеобъемлющий комплекс маркетинга, включающий не только продвижение продукта (как многие ошибочно думают), но и его цену, доставку, предоставление в месте контакта с клиентом, построение соответствующих процессов и развитие навыков сотрудников клиентского сервиса. И далее тщательное отслеживание результатов через использование клиентских, рыночных, финансовых и нефинансовых метрик.
При этом, стремительно эволюционируют инструменты маркетинга, которые применяются на всех этих этапах стратегического маркетингового цикла. В этом и состоит сложность данной функции, прошивающей практически всю бизнес-модель компании – адаптировать инструментарий, не теряя из вида большую картинку. Говоря о современном инструментарии, конечно, его эволюция связана с приходом цифровых технологий.
Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение позволяют создавать персонализированный контент и предложения для клиентов, чат-боты автоматизируют общение с клиентом, рутинные задачи по рассылке или публикациям. Существенно продвинулась аналитическая работа, абсолютно необходимая в настройке маркетинговых активностей, и использование предиктивной аналитики позволяет укорачивать вывод новых активностей и продуктов на рынок. Изменяется способ коммуникации с потребителем – короткие видео и прямые эфиры можно использовать сегодня во многих каналах. Инфлюенс-маркетинг на разных платформах удовлетворяет запросы лояльной аудитории к честным отзывам вместо холодной формальной рекламы. Уже несколько лет главным является контент маркетинг, который решает проблемы пользователя, создается с учетом поисковых запросов и легко продвигается по многим каналам.
Предпочитаемым способом доступа к контенту стал мобильный телефон, в связи с чем адаптация сайтов, создание приложений, использование геолокации являются обязательным элементов настройки продвижения. Важнейший тренд – настройка всего комплекса маркетинга через детальное изучение клиентского пути, устранение барьеров и разрывов на нем и, в идеале, построение действительно омниканальной коммуникации вместо многоканальной. И, конечно же, сбор и анализ данных по эффективности кампаний, принятие решений на основе данных, работа с персонализированными отчетами, попытки перевести контакт с брендами в метавселенные.